Обучение бизнесу. Помощь предпринимателю
Главная » Преимущество

Вклад цивилизаций в мировую культуру



Вклад цивилизаций в мировую культуру

Главное меню

 Вклад античной культуры в мировую культуру.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив осебе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Имя документа:  Вклад античной культуры в мировую культуру.

Количество символов в документе: 2311

Срочняк нужно. Вклад античных цивилизаций в мировую культуру?

маня лапочка Ученик (233), закрыт 3 года назад

❄ ɐılɐʇɐN ❄ Искусственный Интеллект (615799) 3 года назад

Культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

Вклад античных цивилизаций в развитие культурных ценностей современности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.
Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Периоды истории Древней Греции, их характеристика. Идеология, система ценностей римских граждан. Основное сходство древнеримской и древнегреческой цивилизаций. Этапы формирования древней культуры, ее значение. Своеобразие советской культуры 20-х годов.

контрольная работа [31,3 K], добавлена 22.02.2009

Периоды истории Древней Греции, ее культурное наследие (произведения изобразительного искусства, скульптуры, памятники зодчества). Особенности художественной культуры и искусства Древнего Рима. Сходство и различие архитектурных стилей античных государств.

реферат [24,7 K], добавлена 03.05.2013

Древний Рим как одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Территориальные группы памятников культуры Древнего Рима, подтверждение его основания, инженерные сооружения и общественные постройки, особенности римской погребальной архитектуры.

реферат [71,7 K], добавлена 25.03.2010

Этапы развития древнегреческой культуры. Формирование философии, фонетической письменности, литературных жанров, архитектуры, скульптуры, науки. Социально-культурная деятельность Древней Греции. Влияние элементов древних культур на современную реальность.

курсовая работа [64,1 K], добавлена 17.10.2013

Понятие мифа, его функции. Мифология Древней Греции и Древнего Рима. Сущность религии и особенности ее ранних форм: фетишизма, тотемизма, анимизма и магии. Специфика культов животных, растений, предков, промысловый. Религия Древней Греции и Древнего Рима.

реферат [43,9 K], добавлена 19.10.2011

Основные черты античной модели мира, характер их формирования и развития, понятие античности. Величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение и роль в развитии человечества и европейской культуры. Древнегреческая мифология, театр и полис.

реферат [19,6 K], добавлена 18.12.2009

Особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции. Практицизм римлян.

реферат [28,2 K], добавлена 07.05.2003

Античность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, многообразие её исторических форм. Предпосылки возникновения, периодизация и характеристика основных этапов античной культуры гуманизм мифологических образов, архитектура, живопись, просвещение.

реферат [35,5 K], добавлена 07.05.2015

Происхождение термина "античность". Хронологические рамки периода античности. Пути социального развития и особая форма собственности античных государств. Цивилизация с общим историко-культурным комплексом. История Древней Греции. История Древнего Рима.

реферат [30,5 K], добавлена 23.11.2008

Социально-политическая обстановка в Древней Греции в V в. до н.э. Истоки комедийного жанра, творческое наследие Аристофана и Менандра. Ранний период развития древнеримской литературы. Творчество сатириков Древнего Рима, его особенности и тематика.

реферат [41,2 K], добавлена 23.01.2015

Реферат

На тему: « Вклад античных народов в развитие культурных ценностей современности »

Введение

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру.

Но что значит мировая культура или просто культура? Постараемся дать определение этому слову.

Культура - смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они могли бы понимать и совершать в нем поступки.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Культура не существует вне человека. Человек - творец культуры. Артефакт - то, что искусственно создано человеком. Культура - совокупность артефактов. Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо. Но для создания высокой культуры необходим большой период времени. Наша современная культура, её ценности основана на культурных достижениях античных цивилизаций. Они составляют, как бы фундамент, без которого невозможно дальнейшее развитие. Достижения античных цивилизаций известны нам из многих отраслей научных знаний, философии, искусства.

Античные цивилизации

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Следовательно существовали две наиболее культурно развитые Античные культуры: греческая и римская.

Греческая культура

Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Греческая цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция -- взаимодействие) характер. Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика. В полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Назначение культуры у древних греков -- содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) -- человека, политическому и нравственно-духовному -- гражданина. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица. Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный -- люди суть смертные боги, а боги -- бессмертные люди. В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры.

Отголоски этой великой культуры слышны и в наше время. Яркий пример - всем известные Олимпийские игры, бессмертные произведения Гомера, труды Фалеса, Архимеда и других основоположников современной науки.

Римская культура

Существовала также и другая античная цивилизация - Римская империя со своей, отличной от Греции, культурой. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его победоносный героический народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин -- от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Не было равенства в политической и социальной сфере. Римский гражданин ориентировался на ценности: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан.

Возникла мировая Римская империя. Утверждалось равенство граждан перед законом, и исключалась возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. Право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую и представляют Институции Гая. Своеобразна и римская наука, исходящая из представлений о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном космосе, -- в ней ре было антиномии природа -- человек. В Римской империи различались умозрительные (теоретические) и эмпирические (практические) науки сюда же относили и искусства удовлетворяющие потребности роскоши. Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. Римское искусство -- продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики.

В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло.

Итог

Я уже упоминал о том, что культура античных народов явилась фундаментом нашей, современной культуры. Давайте рассмотрим по подробнее этот фундамент и подведём итог всему сказанному.

а) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было.

б) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.

в) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.

г) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.

Культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима стали достоянием всемирной истории и были унаследованы многими государствами Запада и Востока

Реферат: Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

Список литературы

Введение

Понятие «цивилизация » возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура ». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека. Понятие «цивилизация» употребляется для характеристики материального и духовного уровней развития определенных исторических эпох, которые, в свою очередь, можно назвать цивилизациями.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» взаимно дополняют друг друга. Античной цивилизацией или культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период возникновения античной цивилизации относится к XXV в. до н. э.

Закончилась эпоха античности в 476 г. н. э. – после распада Римской империи.

Античная культура является праматерью других культур: византийской, европейской, русской.

В своей работе я бы хотела рассмотреть основные достижения античной цивилизации, в том числе духовного и материального порядка.

Культура Древней Греции и ее достижения.

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э. когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, росписные сосуды.

На рубеже III – II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской цивилизации становится остров Крит.

Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов - лабиринтов, украшенных настенной росписью – фресками. В жизни минойцев огромную роль играли религия и теократия – особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

К середине XIV в. до н. э. остров Крит был завоеван греками – ахейцами.

Ахейская (микенская) культура переняла у своей предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену шахтным гробницам пришел толос – купольная гробница.

Главным достижением ахейцев является линейное слоговое письмо Б, произошедшее от линейного слового письма А.

Крито-микенская цивилизация прекратила свое существование в XIII в. до н. э. когда начался железный век.

Следующий период в истории Древней Греции – Гомеровский период. великий Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном, вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э.

В это время проходила Великая колонизация, в результате которой греческий мир перестал быть в изоляции. Греки начали активно взаимодействовать с другими цивилизациями. В греческой культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо – у финикийцев, чеканка монет – у лидийцев.

В этот период происходит Великое разделение труда. то есть отделение умственного труда от физического, которое стало возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых и эффективных железных орудий. Создавшиеся экономические условия позволили части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

На зарождение и развитие древнегреческой науки оказали большое влияние науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор). Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей).

Возникает первая философская система – натурфилософия .

На древнегреческое искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и архитектура. Элементы этих и других чужих культур были творчески переработаны греками и органично вошли в древнегреческую культуру.

В литературе эпохи архаики ведущая роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт) к концу 6 в. до н.э. как особый жанр оформляется басня (Эзоп).

В VIII в. до н.э. появился первый театр. из хора было выделено действующее лицо – актер .

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях.

Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве этого периода появляются одиночные скульптуры двух типов: куроса – обнаженного юноши и коры - задрапированной женщины. Для этого периода характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы.

Основным памятником является древнегреческая керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г. до н.э. возникли Олимпийские игры .

В 449 г. до н.э. начинается новый период в развитии греческой культуры – классический. сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации.

В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший софистскую школу) в литературе основными жанрами становятся трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан).

Повсеместно становятся распространенными образовательные учреждения. школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).

Достигает расцвета реалистическая скульптура. выполнявшаяся из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в. до н.э. отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей: Фидия (статуи: «Афина – воительница», «Афина – Парфенос», «Зевс»), Мирона (статуя «Дискобол»), Поликлета (статуи: «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»).

Среди живописцев того времени следует отметить Полигната и Аполлодора. открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась.

Основной памятник того времени – вазовая роспись.

В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много храмов и сооружений (храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид).

В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) – в период упадка общественной жизни – в Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом этого периода был и Платон, основавший собственную школу – Академию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Получили развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика – наука об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен)

В архитектуре начинают преобладать декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель – «Афродита Книдская», Скопас – «Геракл» и «Вакханка», Лисипп – «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм. В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина).

В этот период были созданы библиотеки. самые известные из которых – Александрийская и Пергамская.

Наиболее яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре – идиллическом. впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию .

Широкое распространение в эпоху эллинизма получили мимы – краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью. Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы – Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее интересными памятниками того времени являются Фаросский маяк, Башня ветров, рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская» скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык» портрет Демосфена не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Культура Древнего Рима и ее достижения

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.

Древняя Греция во II – I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию. находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.

В IV – III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр .

Наиболее известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура. римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус – статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из наук большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации – имперская (31 г. до н.э. – 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю – с центром в Риме, и Восточную империю – с центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

Одним из высочайших достижений всей римской культуры является литература раннего имперского периода (конец I в. до н.э. – II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы» или «Золотой осел»), Плинием Младшим сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.

К этому периоду относится и создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской цивилизации (III – IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризис античной культуры. обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

Главное достижение античной цивилизации - расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода.

Крупнейшим новшеством того периода стало рождение первосистемы абстрактных наук – философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, юриспруденции, экономики. Возникли школы философов: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей (мусеион). Сложилась система образова­ния.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму.

Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления со­общества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов — независимых, самоуправляемых городов – государств со многими признаками общины.

В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие ло­кальные рамки, впервые возникли мировые империи.

Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие экономики (термин «Экономика» был придуман Аристотелем) (возникли разнообразные формы организации производства, собственности, обмена, финансово-кредитных и денежных отношении и т.п.).

В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок.

Кроме того, в Древней Греции в V в. до н.э. возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент.

Таким образом, именно античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, оставив после себя культурное наследие, повлиявшее на культуру Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Список литературы

1. Вальяно М.В. основы философии: учебник. – М. Издат. «Дело и Сервис», 1999

2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие – М. Гардарики, 2003

3. Зольева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. М. Олма - Пресс, 2001

4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М. РГГУ, 1998

5. Маркова А.Н. Культурология. ЮНИТИ – ДАНА, 2006

6. Петров М.К. Античная культура. – М. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997

7. Уколова В.И. Античность в литературе и искусстве. Средневековая литература. – М. 1989

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов вузов гуманитарноог профиля. 2-е издание, перераб. И доп. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

Вклад греков и римлян в мировую культуру

[5] Заключение

[6] Список литературы

Введение

Мировая культура в значительнейшей своей части обязана своим возникновением и существованием античности. Письменность и юриспруденция, философия, литература и искусство Европы практически полностью выросли на этой почве и были восприняты в Новом Свете и в определенной степени в Африке и Азии.

Два древних народа: греки и римляне породили цивилизацию по меньшей мере половины нашей планеты. После этого долго рассуждать об актуальности темы исследования, связанной с вопросами вклада греков и римлян в мировую культуру, представляется излишним, но мы все-таки скажем об этом несколько слов.

Развитие мировой цивилизации подчиняется закону спирали, по которому каждый новый этап культуры, создавая свои духовные ценности, начинает не от нулевой отметки, а использует, творчески переосмысляя, достижения предыдущих эпох, как непосредственно предшествующих ему, так и более ранних, отделенных от него другим временем, когда высоты, достигнутые этими далекими веками, были, казалось, совершенно забыты.

В этом процессе взаимообогащения различных культур, независимо от географической и этнической принадлежности их носителей, античному периоду принадлежит особая роль, без учета которой невозможно понять тенденции и процессы развития европейской и мировой культуры.

Общая характеристика этой роли античности и входит в задачи данной работы.

Работа отнюдь не упрощается тем, что по данному поводу существует немалое количество литературы, поскольку ввиду небольшого объема исследования встает вопрос отбора источников.

Этот отбор был сделан в пользу таких источников как словарь-справочник «Античная культура» В.Н. Ярхо и коллектива авторов, учебных пособий по истории мировой культуры С.В. и В.А. Карпушиных, Л.Г. Емохоновой и других, а также учебного пособия по истории античной литературы И.М. Тронского, монографий Н.А. Дмитриевой, Н.А. Виноградовой по искусству Древнего мира, трудов С.А. Токарева, Е.В. Федоровой и некоторых других.

1. Краткая характеристика античной культуры.

Античная цивилизация, если исчислять ее от архаической Эллады, IX – VIII веков до н.э. до позднего Рима, IV—V веков н.э. многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточной культурам, не перестала существовать с разгромом Рима варварами и перемещением общественно-политических центров средневековой Европы отчасти на восток (Константинополь), отчасти на запад – в столицы новых «варварских» государств.

Древним грекам был присущ взгляд на мир, совмещавший убеждение в цельности и единстве космоса (ионийская школа, Гераклит, Платон, Аристотель) с представлением о мельчайших неделимых частичках-атомах, из которых этот космос состоит (Демокрит, Эпикур).

Римская философия расширила взгляды греков, развив учение Сократа и стоиков о нравственном совершенствовании личности и ее свободном выборе и в то же время оставив последующим векам законченную атомистическую теорию строения Вселенной (Лукреций).

В античную эпоху сформировались в общих чертах все основные разделы теоретической философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика. Влияние философских идей, учений и систем античных мыслителей могло быть непосредственным, т.е. воспринятым другой эпохой в своем первоначальном виде (аристотелизм Аверроэса), и опосредованным, те. прошедшим воздействия иных традиций (номинализм и реализм в средние века), могло иметь глобальный характер (обращение к античному наследию в эпоху зрелого средневековья, Возрождения, романтизма), а также частный (обращение к античным философам Гассенди, Беркли, Хайдеггера и др.)

Корни европейской культуры, находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все проявления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности.1

Напротив, «золотая середина», прославленная в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, не нарушавшему, однако, равновесия и гармонии.

Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на архитектуру, живопись, литературу, философию, эстетику, этику и мифологию.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Греки первыми осмыслили эту категорию и тем самым обусловили постановку перед человечеством целого ряда важнейших проблем: личность и общество. добро и зло, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней.

Культура же Древнего Рима – завершающий этап в истории развития античной культуры. В результате многочисленных завоеваний в I веке до н.э. Рим становится мощной державой, простиравшейся в свое время от побережья Адриатики до берегов Каспия, от Британских островов до Северной Африки.

Эта могущественная империя оставила человечеству богатейшее культурное наследие. Побежденная ею Эллада покорила завоевателей богатством своей культуры. Римляне стали усердными учениками греков, подражая им в поэзии науке, восприняв даже черты греческого пантеона богов. Однако, прежде всего римляне заимствовали все, что им могло пригодиться в практической жизни.

Римская культура сформировалась, вобрав в себя элементы этрусской и греческой. На их основе она выработала собственные формы и традиции, обусловленные своеобразным мироощущением римлян, которым был присущ реалистический подход к действительности.

Так заимствованная у греков мифология утратила в Риме свою поэтичность, римские философы занимались не умозрительными размышлениями, а решали прикладные вопросы. Они не спрашивали, что есть человек, их интересовало, как он должен жить2.

Культура для римлян, в первую очередь средство, разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, закрепленная в римском праве, ставшем образцом для потомков. Можно сказать, что вся правовая система современного общества строится на фундаменте, который заложили когда-то римские правоведы.

Вклад античности в мировую культуру – это еще и великолепная литература, имеющая громадное историческое значение, хотя бы потому что, являясь древнейшей литературой Европы, послужила предтечей многих художественных форм, приемов, сюжетов.

Причем, надо отметить, что греческая литература – единственная в своем роде, так как она развивалась, не опираясь непосредственно на опыт других литератур, но сама впоследствии послужила опорой для многих.

Восточные элементы проникали в греческую литературу устным «фольклорным» путем3, но вырастая на почве этого обогащенного фольклора, формировалась далее уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила литературы Древнего Востока.

Римская литература начала развиваться гораздо позже греческой. Она преемственно связана с литературой Греции, опыт и достижения которой она использовала, но вместе с тем, она ставила и решала новые задачи, возникавшие на более позднем этапе развития античного общества.

Античная литература, как и античное изобразительное искусство, пережила века. Ее памятники и поныне воспринимаются читателем как эстетически значимые художественные произведения, а не только как исторические документы далекого прошлого.

2. Античные мотивы в мировой культуре

Влияние античной культуры на мировую можно выявить в первую очередь в области философии как основной мировоззренческой науки.

С наступлением средних веков рациональная и мистическая традиции античной философии, преломившись в христианском вероучении, образуют единую европейскую научно-философскую и мировоззренческую традицию.

Специфика усвоения античной философии определяется тем, что неоплатонизм, синтезировавший основные доктрины, оказывал значительное влияние на философию христианскую, затем преобладающим учением стал христианский аристотелизм, и наконец обе традиции стали важнейшими среди гуманистов Ренессанса.4

Менее очевидным было античное философское влияние в Новое время, что объясняется наличием уже сложившейся философской традиции, независимой от церковной догматики, в рамках которой происходила преемственность5.

Научная революция XVII века, открытия Бруно, Галилея, Коперника, Кеплера приводят к крушению многих основ античной науки. Но концепция ренессансных натурфилософов-пантеистов (Парацельса, Кампанеллы) были все же ориентированы на пифагорейские, стоические, атомистические идеи античных мыслителей. Логика Аристотеля легла в основу рационалистической методологии Декарта, многие неоплатонические элементы повлияли на доктрину Бэкона.6

Стоические положения о внутренней духовной свободе личности и естественном законе получили распространение среди философов эпохи Просвещения. (Гельвеций, Вольтер, Руссо). Само представление европейских просветителей о человеке, опирающееся на определенную норму (разум или природу), имеет в своей основе античные корни: понятие всеобщей гармонии.

Интерес к неоплатонизму возобновляется в эпоху романтизма. Примером может служить хотя бы влияние неоплатонического учения Шеллинга и Гегеля) Через посредство Шеллинга и христианских восточных неоплатоников происходит проникновение неоплатонизма в русскую философию концаXIX - начала XX века: концепция всеединства В.С. Соловьева, философия П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

В ХХ веке оживляется интерес к ранним, наименее изученным сюжетам античной философии: концепциям Гераклита, Анаксагора, Парменида.7

Влияние античной литературы в средние века было весьма значительно. Например, в Византии XI-XII вв. возник любопытный памятник: драма «Страждущий Христос», составленная в основном из стихов Еврипида и отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Эсхил же становится объектом пародии Феодора Продрома «Война кошки и мышей».8

В XI – XIII вв. расцветает литература на латинском языке: от прозаического изложения истории Троянской войны Гвидо де Колумны до искусства вагантов, развивавшегося под непосредственным влиянием любовной лирики Овидия.

В ходе следующих одна за другой культурных волн: Ренессанс, барокко, Просвещение, все с большим вниманием Европа присматривается к античным (большей частью латинским) образцам. (Цицерон, Цезарь, Вергилий). Они вдохновляют западноевропейскую литературу на новых языках, выросших на базе той же латыни.

В XV- XVI вв. античность господствует и в опере и в трагедии. В стороне не остается и Шекспир, у которого несколько пьес восходят к античным источникам.

В XVIII веке в Ф. Прокопович преподает риторику в Киево-Могилянской академии на латинском языке. Античное учение о трех стилях получает развитие в трудах М.В. Ломоносова.(1757 г.)9

Усилиями деятелей эпохи Просвещения. неоклассицизма, а позднее, романтизма, происходит заметное смещение интереса от римской литературы к греческой. В русской же литературе этого времени греческое и римское влияние, скорее, уравновешивают друг друга.

У Ломоносова одинаковым почетом пользовались Гораций и Гомер, в сочинениях Тацита и Ювенала писатели (Пушкин, Рылеев) видели примеры борьбы за республиканские идеалы. Наряду с этим в греческой литературе находят множество эротических образов (Державин, Батюшков, ранний Пушкин).

В ХХ веке писатели и драматурги неоднократно использовали античные сюжеты о судьбе Электры и Антигоны (Ж.П. Сартр, Г. Гауптман, Ж. Ануй, Ж. Кокто, К. Орф и др.).

Что касается изобразительного искусства, то архитекторы Ренессанса штудировали римского теоретика Витрувия, античный ордер в это время вновь становится универсальным языком архитектуры.

Французский живописец XVII Н. Пуссен был убежденным поклонником античности. Не избежал увлечения античностью и крупнейший мастер барокко П. Рубенс, бывший не только художником, но и страстным коллекционером и знатоком античного искусства.

Но если Пуссен вдохновлялся в основном героической римской историей, то Рубенс чаще обращался к образам греческой мифологии (Даная и др). Через сто лет после этого И.И. Винкельман утверждал, что совершенство античного искусства выше совершенства природы, и художнику необходимо изучать античность.10

Именно Винкельман вызвал новую волну всеевропейского увлечения античностью – неоклассицизм 1760-1830–х годов. Крупнейшим представителем этого направления был Ж.Л. Давид, живописец Великой Французской революции, друг Марата. Под видом сюжетов из греческой и римской истории Давид изображал современные ему гражданские доблести.

В России новый этап возрождения античных идеалов и изобразительном искусстве и архитектуре связывают с воцарением Екатерины II. Искренне считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из главных своих задач считала работу «над умами в варварской стране», духовные преобразования, развитие науки, искусства и культуры11.

Мода на античность и классицизм была перенесена из Европы в Россию, на смену пышному барокко пришел стиль классицизма, в котором главную роль играли идеалы античности. Наиболее ярко это проявилось в русской архитектуре.

Получили дальнейшее развитие такие принципы столичного градостроительства как регулярность и симметрия, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения, первым из которых стала Академия художеств. Фактически она возникла еще при Елизавете Петровне, но официальной датой ее создания считается 1764 г. когда началось строительство здания по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота и М.Ф. Кокоринова, ставшего первым ректором Академии.12

Это здание было построено в стиле раннего классицизма: каре с круглым двором, напоминающим Римский Пантеон.

В стиле классицизма (с античными акцентами) были построены Академия наук в Санкт-Петербурге, Смольный институт, Конногвардейский манеж.

Очень часто античные мотивы использовались русскими живописцами, особенно прославили эти сюжеты К.П. Брюллова, обращался к античным сюжетам и В. Серов («Похищение Европы»).

В ХХ веке античность особенно привлекала литераторов.Подробнейшим образом исследовал античный мир Д.С. Мережковский во время работы над циклом романов «Антихрист», часто обращался к античным образам В.Брюсов.

Античность культура, творчески переосмысленная в соответствии с веяниями времени, продолжает жить в различных формах искусства и литературы, став классикой для классиков.

Заключение

Русский искусствовед П.П. Гнедич писал: «Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником-поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом…сознающим свое мировой величие. Он не снисходит до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям… к будничным, практическим сторонам жизни».13

Но какова бы ни была разница между римской и древнегреческой культурой, мы не сможем ни отрицать громадности античного вклада в мировую культуру, н того факта, что грекам и римлянам принадлежат в этом равно почетные роли.

Философия, юриспруденция, литература, архитектура, скульптура и живопись не просто много потеряли бы не будь античной культуры. Возможно, они просто не существовали бы, по крайней мере на таких высоких ступенях развития.

Вся человеческая цивилизация обязана античности существованием понятия возвышенного, понятия высокого искусства, от искусства изображения до искусства правильного (логического) мышления.

Список литературы

Античная культура, словарь-справочник, под ред. Ярхо В.Н. М. 1995 г.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции, М. 1971 г.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств, М. 1996 г.

Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира, М. 1984 г.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, М. 1998 г.

Федорова Е.В. Люди императорского Рима, М. 1990 г.

Источники:
kultura-socio.ru, otvet.mail.ru, otherreferats.allbest.ru, www.bestreferat.ru, refland.ru

Следующе статьи



20 августа 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения